Акутин Роман Игоревич Психолог, Жизнеизменяющая психотерапия

«Роль третьего (Отца)…»

Мой блог / Просмотр публикации

Йозеф Дантельграбер

Роль третьего в преодолении депрессивной позиции

Лох всегда подчеркивал ведущую роль депрессивной позиции в становлении душевно-духовной жизни (при этом он ссылался на работы М. Кляйн, Д. Винникотта, В. Биона). Такое становление осуществляется в ранних прегенитальных отношениях, включающих ребёнка, мать, позитивные аспекты отца и основывающиеся на хорошем отношении к матери. Именно с этой идентификацией приобретается способность к репарации агрессивного поведения и способность восстанавливать либидинозный катексис. (…)

Если по определенным причинам расщепление первичного объекта на «хорошую грудь» и «плохую грудь» укореняется глубоко, и плохая часть объекта проецируется на отца, то для ребенка не существует позитивного аспекта отца, с которым можно было бы идентифицироваться. (…) Такая динамика имеет свои особенности: базисные психологические отношения с первичным объектом достижимы только путем отцеубийства, ибо отец переживается исключительно как разрушитель диадных отношений. Сложность преодоления подобной депрессивной позиции состоит в невозможности восстановления первичного объекта через идентификацию с убитым отцом.


Терапия в таких случаях должна концентрироваться на проблемах, обусловленных депрессивной позицией, с целью ее преодоления. Необходимо проанализировать механизмы патологических реакций на утрату либидинозного объекта либо механизмы восстановления поврежденного объекта - все это направлено на ослабление чувства беспомощности в отношениях с первичным объектом. Для пациента аналитик представляет собой понимающий объект, находящийся с ним в живых, реальных отношениях, что делает бегство в нарциссическую защиту ненужным. В связи с этим Лох предлагает психоаналитическую технику, в которой аналитик предстаёт в качестве «позитивного третьего» (в терминах Винникотта – object presenting).

Третий и идентификация с агрессором

Роль третьего также важна, когда речь идет об идентификации с агрессором, приводящей к отказу от непосредственного, прямого удовлетворения влечений. Для того, чтобы оргиастический опыт первичных отношений стал репрезентированным (что имеет огромное значение, поскольку наполняет личность чувством жизни), не превращаясь, однако, в потребительский акт, необходимо присутствие реального фрустрирующего, запрещающего объекта. Посредством идентификации с этим «первым агрессором» (…) образуются ядро Эго (первичное защитное Эго), что создает условия для появления объектных репрезентаций и делает возможным переход бытия как такового к жизни, насыщенной эмоциональными и когнитивными феноменами.