Акутин Роман Игоревич Психолог, Жизнеизменяющая психотерапия

"Переживание боли, вызванной утратой Объекта, и Присутствие терапевта, как условия изменений"

Мой блог / Просмотр публикации

Йозеф Дантельграбер

Отношение к области «чувственного»

Фрэйд заметил, что аналитические отношения основываются на коммуникации бессознательного пациента с бессознательным аналитика. Это приводит в движение совместную игру чувств аналитика и пациента. (…)

Подразумевается, что аналитик настраивается на пациента, готов принять его проекции и делегированные им роли, допустить в себя проективную идентификацию. (…) События, имеющие место в аналитическом процессе, происходят из интеракции между аналитиком и пациентом. Такая интеракция порождает в партнерах психоаналитического диалога эмоциональные реакции и состояния, опосредующие чувство реальности. Это тем более важно, поскольку бессознательные фантазии, проекции или проективные идентификации несут в себе «действенный потенциал» (…),  направленный на то, чтобы вынудить объект, партнера, аналитика вести себя в соответствии с бессознательными ожиданиями. На этом пути лежащие в основе интерпретации психоаналитические элементы обретают у обоих партнеров доступ «к чувствам», вовлекая в процесс органы чувств. Тогда эмоции и аффекты могут быть поименованы, т.е. получить обозначения в актуальной ситуации. Это означает, что посредством эмоционального контакта между аналитиками пациентом аналитический материал обретает очевидность.

Условия изменения Самости

(…) Психоаналитический метод определяется тем, что перенос понимается как сопротивление. Если анализ продвигается вперед, происходит переключение от поверхностных слоев переноса к более исторически глубоким слоям, которые прежде скрывались под защитой поверхностных слоев. Последовательное разрешение поверхностных слоев переноса посредством интерпретации в конце концов приводит к высвобождению и активации первичного либидинозного объекта. Все защитные процессы Эго направлены на поддержание непрерывности Самости, что теснейшим образом связано с первичным либидинозным объектом. Пока защитные механизмы Суперэго, направленные на усмирение влечений, не проанализированы и не сняты, первичная Самость остается неизменной, а Эго продолжает служить поддержанию этой неизменности. Изменение Самости происходит лишь тогда, когда анализ достигает защитных формаций, призванных воспрепятствовать повторному переживанию тяжелой, связанной с первичным объектом и, как правило, кумулятивный травмы.

При этом следует помнить о том, что в прошлом вследствие травмы Эго испытало избыточное возбуждение, превышающее его интегративные возможности, вследствие чего попало в ситуацию беспомощности, характеризующуюся «безобъектностью» (утратой объекта). Локализации и ограничению страха перед травматическим «безобъектным» состоянием служит интенсивный катексис родительской фигуры. Если в процессе проработки переноса как сопротивления достигается это слой переживаний и в фокусе оказывается базисная потребность в объекте, аналитик начинает катектироваться как первичный объект. Т.о., интерпретация слоев защиты призванных удерживать это отношение, приводит к устранению первичного объектного переноса. Вследствие этого происходит утрата объекта, которая создает рискованную или даже травматическую ситуацию в аналитическом процессе, поскольку ведёт к упразднению объектных отношений, связывающих аналитика и пациента с помощью переноса и контрпереноса.

Интерпретация и объектные отношения

Способ заполнения этой пустоты небытия (в экзистенциализме оно обозначается как «ничто» - Nchts) затрагивает важный вопрос терапевтической техники: как аналитик может помочь при активации переживания ранней утраты объекта? Лох не сомневался в правильности позиции Балинта, считавшего объектные отношения таким же действенным терапевтическим средством, как интерпретация. Если интерпретация ставит перед собой задачу устранения проявляющихся в переносе патогенных объектных отношений (что приводит к переживанию утраты объекта, описанному выше), то работа с объектными отношениями осуществляется посредством объектных отношений особого рода, (…) инвариантными. Эти инвариантные объектные отношения представлены позицией, манерой держаться, настроем аналитика, которые не устраняются посредством интерпретации, однако определяют невысказываемые интерпретативные перспективы (Vertices в понимании Биона) и находят свое выражение в формулировке интерпретаций. Наряду с сеттингом объектные отношения являются феноменом психоаналитической терапии, они включают в себя целый ряд форм отношений, создающих для клиента возможность перенести боль повторной активации ранней утраты объекта. (…)  Необходимо подчеркнуть крайнюю важность реального присутствия аналитика в те фазы, когда вследствие интерпретации пациентом переживается утрата объекта, а также желательность преобладания мягкого эротического переноса, поскольку он, вследствие своего невербального характера, поддерживает первичную идентичность. (…) Аналитик также должен быть способен вынести боль утраты объекта, передаваемую ему пациентом посредством проективной идентификации, т.е. уметь переносить одиночество. Пациент также может интериоризировать контейнирующую функцию аналитика (Бион) и, т.о., увеличить свою способность переносить боль. (…)

Помимо использования терапевтической регрессии и эмпатии не менее важно умение аналитика грамотно обходиться с переходными объектами и потенциальным пространством. Ну, и разумеется, эффективным ответом на регрессию пациента является адекватная интерпретация. В этой фазе интерпретации имеют смыслообразующую функцию.



Для создания возможности развития зрелых объектных отношений интерпретации должны способствовать устранению прежних инфантильных объектных отношений. Следовательно, образование Эго-самости связано с утратой объекта. Но это становится возможным лишь при условии, что боль, вызванная этой утратой, пережита и перенесена, ибо только таким образом чувственный опыт коммуникации с данным объектом превращается в символическую репрезентацию. Если этого не происходит, пациент остается слишком привязанным к своим первичным паттернам отношений. Это препятствует либидинозному катексису новых объектов, который является предпосылкой приобретения новыми объектами качества «эротогенного чувства бытия», открывающего перед пациентом новые жизненные перспективы. Лох всегда подчеркивал идею Биона о том, что возникновение мыслей также связано со способностью выдерживать боль.