Акутин Роман Игоревич Психолог, Жизнеизменяющая психотерапия

Шедевральная злость: Метод Микеланджело.

Мой блог / Просмотр публикации

Есть ли достойный способ выразить свою злость, дать отпор наглецам и хамам, защитить свои границы от непрошенного вторжения? Как проявить свое раздражение, гнев, ярость и не потерять при этом самоуважение, не опуститься до уровня нападающего, не преступить границы закона, в конце концов? Как позволять себе открыто злиться и оставаться при этом порядочным человеком? Для образованных воспитанных людей это одно из серьезных затруднений, которое они хотят преодолеть в процессе психотерапии. Даже вполне осознавая обоснованность (причины) и значимость (полезность, ценность) любых переживаемых чувств, человек с гуманистическим мировоззрением сталкивается с невозможностью адекватными способами выразить свои агрессивные эмоции. С одной стороны, со временем приходит понимание, что сдерживание и подавление негативных переживаний приводит к тому, что на это тратится огромное количество энергии. Но что еще хуже, наша психика перенаправляет невыраженную агрессию на собственный организм, что почти всегда в итоге приводит к психосоматическим заболеваниям (повышенное давление, головные боли, больные зубы и т.п.).

С другой стороны, в качестве единственной альтернативы смирению рассматривается только его полная противоположность - абсолютно бесконтрольная импульсивная разрядка агрессивных аффектов, за которой, как предполагает человек, будет следовать еще большая эскалация конфликта, вплоть до физического насилия, ну, или как минимум – нанесения непоправимого ущерба отношениям с человеком, на кого направлена агрессия. Такой вариант обычно рассматривается как слишком разрушительный, слишком опасный для окружающих («их прямо на куски разорвет!») и поэтому неприемлемый по этическим соображениям или как влекущий потерю самоуважения. И вот наступает момент, когда порядочный человек не желает больше жить зажатым между этими двумя крайними способами обходиться с собственными чувствами, но и как по-другому обращаться со своей злостью и гневом, он не понимает, поскольку иных безопасных вариантов проявлять свою злость в его жизненном опыте просто не было.

Таким образом, часто проблема заключается в нехватке у людей необходимых специфических навыков и поведенческих инструментов, чтобы тем или иным способом: вербально (словесно, интонацией), телесно (мимически, жестами, позой и т.п.) и конкретными действиями (ненасильственного, что важно, характера), - выразить свою реакцию, свои чувства и желания в ситуации, когда кто-то наносит тебе вред, нарушает твои личностные «границы», и как следствие - отсутствие у человека возможности изменить эту ситуацию.

Злость – это источник энергии для изменения, а не для избегания (если потерпеть, то все само исправится) или разрушения. Хочется перефразировать рекламный слоган: «Избегаешь злости? Ты просто не умеешь из нее готовить!».

Какой же существует выход из этой ситуации? Экзистенциальный взгляд на мир не предполагает, что есть какие-то универсальные конкретные рецепты, подходящие для всех. Важно, чтобы сам человек занимал активную творческую позицию по отношению к тем проблемам и вызовам, с которыми он встречается. Фантазировать, экспериментировать, искать, прислушиваться к себе, смотреть на других, пробовать то или иное, снова и снова, пока не станет понятно, какой способ подходит именно тебе.

Проживать свою жизнь осознанно и есть настоящее творчество: узнавать себя, понимать и учиться выражать свою во многом противоречивую сущность во всем её многообразии. Мир принимает нас настоящих… если мы сами принимаем себя такими.

А теперь, наконец-то, о "методе" Микеланджело. Эту прекрасную и пикантную историю, привлекательную особой внутренней свободой художника в выражении им своей злости я обнаружил у искусствоведа Мария Санти, харизматичной, невероятно эрудированной и подкупающе независимой в выражении собственного взгляда на мир искусства (FB_LINK).

Итак, церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, будучи чиновником и просто неумным и далеким от искусства человеком, позволял себе совершенно непочтительные и абсурдные нападки на великого Мастера. Например, выражал свое неудовольствие тем, что при росписи Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти изобразил Христа, как впрочем и всех остальных героев, обнаженным. Дескать, такая роспись достойна скорее бани, чем капеллы. Учитывая сложный характер художника, его вспыльчивость и эмоциональность, тяжелые условия, в которых месяцами приходилось работать Микеланджело: в подвесной люльке, с болями в спине, не снимая сапог по многу дней, с капающей на голову с потолка краской, с необходимостью как-то совмещать требования официоза католической церкви и собственного творческого восприятия божественного, - не трудно предположить, какую эмоциональную бурю вызвали столь обидные оценки в душе художника.

Вообще, оказывается, художник отличался крутым и горячим нравом - мог позволить себе сбросить сверху доски и ведра на Папу римского - главу государства, который однажды явился, чтобы поторопить Микеланджело побыстрее закончить роспись. И наверное, не просто так про Микеланджело распускали слухи, что ради достоверности образа умирающего Христа на одной из своих картин, он прикончил капризного натурщика. Тем не менее, Буонарроти успешно пережил 13 пап.

Однако, в этом случае с Бьяджо, Микеланджело выбрал иной, гораздо более креативный способ выразить свой гнев и презрение. Он изобразил взбесившего его чиновника в облике антигероя древнегреческих мифов царя Миноса – с полагающимися ему по легенде длинными ослиными ушами. Но и этого художнику показалось недостаточно. Заключительным аккордом этого триумфа злости, который, по достоинству (в прямом и переносном смысле) могут оценить, пожалуй, только мужчины, является огромная змея, впивающаяся зубами в член обидчика. Воистину «Страшный суд» в исполнении Мастера! 

Римский папа, Павел III, оценив изысканную месть Мастера, смеялся от души, а когда оскорбленный и обесчещенный чиновник обратился к нему за защитой, умоляя стереть свой потрет, не без ехидства заметил: "Если бы Микеланджело поместил вас в раю, я мог бы ещё что-то изменить, но увы, на ад моя власть не распространяется".

 

Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» (фрагмент, Сикстинская капелла).

Вряд ли стоит буквально повторять опыт Микеланджело, но сам нестандартный подход к решению проблемы, может быть интересным и вдохновляющим примером для тех, кто находится в поиске собственного способа с помощью злости изменить свою жизнь и этот мир к лучшему.